Индийская культура.

.

        Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.

Хараппской

        Памятники хараппской цивилизации (3000-1800 до н. э.) уже несут в себе те характерные черты, которые позже стали ассоциироваться с Индией и ее культурой. Подтверждением тому служат археологические находки в Хараппе и Мохенджо-Даро. Статуя мужчины, погруженного в размышление, свидетельствует о том, что уже в те времена была известна практика йоги. Гладкая поверхность торса и отсутствие мускульного напряжения наводят на мысль о древнеиндийской концепции внутренней энергии. Божество, изображенное на одной из глиняных печатей, имеет большое сходство с позднейшими изображениями Шивы. Браслеты, подобные тем, что украшают руки бронзовой танцовщицы, можно и сейчас купить в любой лавке. Новейшие исследования показали, что влияние хараппской культуры распространилось даже на отдаленные районы Северной и Западной Индии, а народности, жившие в бассейне Инда, поддерживали тесные контакты с дравидийской цивилизацией, существовавшей задолго до прихода в Индию ариев.Приблизительно между 2000 и 1600 г. до н. э. часть племен, принадлежавших к многочисленной группе ариев, или индоариев, переселились в Индию. Они говорили на санскрите и поклонялись богам, олицетворявшим стихийные силы природы: Индре-громовержцу, владыке атмосферы, богу жертвенного огня Агни и всеведущему Варуне, карающему богу-судии и божеству водной стихии. Гимны, посвященные этим и другим богам, составили четыре сборника - Веды. Древнейшим из них является Ригведа (1500-1200 до н. э.), для которой характерен поиск Высшей реальности, лежащей в основе всего многообразия жизни. Эта мысль развивается в диалогах упанишад (900-600 до н. э.). Ведическую поэзию отличают одухотворенность, превосходный стиль и движение от внешней формулы к внутреннему переживанию.

Наука

       В стране сложилась разветвленная система государственных научно-исследовательских учреждений, сеть которых дополняют многочисленные частные исследовательские институты и лаборатории. Направления их деятельности весьма разнообразны и включают как традиционные науки - медицину, агрономию, ветеринарию, метеорологию и другие, так и современные - атомную энергетику, изучение космоса, электронику.

Литература и искусство

        Индийские литературные традиции восходят к великим священным текстам индусов. Среди них Ригведа (ок. 1300-1100 до н.э.); Махабхарата, созданная спустя несколько столетий; Упанишады (ок. 500 до н.э.) и Рамаяна, появившаяся позже остальных. Другие классические произведения отражают многообразную тематику, включая искусство дипломатии, обязанности правителей и грамматические навыки. В целом художественная литература не была ограничена заранее предписанными сюжетами или формами и охватывала все стороны жизни. Первым общепризнанным индийским литератором стал драматург Бхаса (ок. 2-3 в. н.э.). Среди других драматургов далекого прошлого - полулегендарный царь Шудрака (ок. 3 в.) и Калидаса (ок. 4 в.), который был также крупнейшим поэтом, писавшим на санскрите. Более 1500 лет отделяют золотой период индийской литературы от наших дней. За это время произошло распространение буддизма и джайнизма, затем индуизма, было установлено британское правление. В конце 19 в. началось культурное возрождение, охватившее прежде всего Бенгалию. Новую художественную литературу стали создавать на английском языке. Классические традиции и новые художественные веяния нашли выражение в творчестве лауреата Нобелевской премии 1913 Рабиндраната Тагора (1861-1941) - романиста, драматурга, художника, музыканта. В 1930-е годы литература страны испытала воздействие идей Махатмы (Мохандаса Карамчанда) Ганди (1869-1948) - политического и духовного лидера, взгляды которого отразились на строе мышления индийцев во всех сферах жизни. Из поэтов второй половины 20 в. известен С.Х.Ватсьяян, порывающий с традиционной эпической стилистикой своих предшественников. Среди прозаиков наиболее известен Джайнендра Кумар, знаменитый роман которого Отставка переведен на английский язык. Один из самых широко читаемых современных индийских литераторов - Тхакази Шивасанкара Пиллаи, пишущий на языке малаялам; его роман Кеммин был издан на большем числе языков, чем любое другое из индийских художественных произведений.

Музеи и библиотеки

        К наиболее крупным музеям страны относятся Национальный музей в Дели, музей Салар-Джунг в Хайдарабаде, музей принца Уэльского в Бомбее, Национальная художественная галерея в Мадрасе, музей Асутош в Калькутте, Мемориальный музей и библиотека Дж.Неру в Дели. Интересные археологические экспозиции имеются в музеях, основанных в местах раскопок в Конараке, Нагарджунаконде, Наланде, Санчи и Сананатхе. Из более чем 57 тыс. библиотек, насчитывающихся в Индии, 10 имеют общенациональное значение. Самые известные из них - Национальная библиотека в Калькутте, Публичная библиотека в Дели, Центральная публичная библиотека в Мадрасе, Библиотека восточной литературы в Патне. Специальные научные библиотеки открыты при Индийском совете международных отношений в Дели, Индийском статистическом институте в Калькутте, Институте им. Гокхале в Пуне, Национальном институте прикладных экономических исследований в Дели и Индийском институте государственного управления в Дели. Библиотеки, в которых хранятся ценные рукописи, рассеяны по разным городам страны. Все они получают субсидии из государственного бюджета.

Праздники

        В Индии широко отмечают индуистские религиозные праздники. Среди них выделяются общенациональные: Рамлила - в честь верховного божества Рамы, приходящийся на начало осени, Дивали (Дипавали) - осенний праздник огней (религиозно-народный), Джанмаштами, посвященный дню рождения бога Кришны, в августе, Холи - весенний праздник красок, когда все его участники вовлекаются в игры, поливают себя и прохожих подкрашенной водой и посыпают разноцветными порошками. Другие конфессии тоже имеют свои праздники и знаменательные даты, такие, как День рождения сикхского гуру Нанака, Махавира-джаянти (в честь вероучителя джайнизма Махавиры), Будха-пурнима (у буддистов) и др. Имеется также множество сезонных и местных праздников. Главные национальные праздники - День независимости - 15 августа и День республики - 26 января (в честь утверждения Республики Индия в 1950).

В начало страницы

Хостинг от uCoz